РУ БЕ EN

Использование здоровьесберегающих технологий

"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения по интересам «Здоровячки». Объединение по интересам «Здоровячки», руководитель Садовничая Людмила Ивановна

Использование здоровьесберегающих технологий

на занятиях объединения по интересам «Здоровячки»

 

          Для создания условий комфортного ощущения ребёнка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения им здорового образа жизни я внедряю в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить мне эти важнейшие задачи.

Занятия в объединении по интересам «Здоровячки» являются одной из форм двигательной активности детей и дополнительным средством их оздоровления.

Целью данной программы является систематизация представлений о здоровьесбережении, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание высоконравственных отношений школьников к себе и своему здоровью, к окружающей среде в целом.

        Программа объединения по интересам «Здоровячки» включает в себя как теоретическую часть, так и практическую. В первом полугодии занятия носили теоретический характер и проводились в классе. Важное значение имеет эмоциональный климат, поэтому с первых минут занятия, с приветствия, я создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой педагога.

 Обязательным элементом здоровьесберегающей организации занятия являются физкультминутки. Ребятам необходимы двигательные паузы, которые позволяют расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Я применяю различные физкультминутки: это и физминутки в стихах, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, улучшения осанки. Физминутки и физпаузы защищают ребят от преждевременного утомления, устраняют застойные явления в кровообращении и в дыхательной системе, предупреждают нарушение зрения, устраняют длительное растяжение и расслабление мышц.

   Кроме этого, хорошо себя зарекомендовали релаксационные физминутки. Например «На лесной полянке». Ребятам предлагается закрыть глаза и представить картину, которую будет описывать педагог. «Представьте себя на лесной полянке или на лугу. Налетел ветерок, вам хочется находиться там, среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух, может быть вы что-то слышите, какие-то звуки, может быть это шумят деревья или же поют птицы, а может быть вы слышите, как звучит тишина. Останьтесь там, среди этого прекрасного луга и почувствуйте, как в вас входят новые силы. А теперь откройте глаза, медленно оглядитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня». После проведения таких пауз ребята получают заряд энергии и активнее погружаются в изучение темы занятия.

   Во втором полугодии занятия носят практический характер. Ребята знакомятся с различными подвижными играми, эстафетами, участвуют в спортивных соревнованиях и праздниках. В зависимости от погоды занятия проводятся как на улице, так и в спортивном зале.

  Играя, дети формируют своё мировоззрение, проявляют организаторский талант, развивают умственные и творческие способности, овладевают определёнными навыками, необходимыми в повседневной жизни. Игра улучшает эмоциональное состояние детей, а также способствует установлению межличностных контактов.

  Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей. Одна из важнейших задач, возложенная на родителей – контроль за соблюдением режима дня ребёнка и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.

   Родители вместе с детьми с огромным удовольствием участвуют в спортивных праздниках, соревнованиях (дни здоровья, спортивный праздник «Улыбка Фортуны»).

  Хорошо дидактически проработанное занятие – самое здоровьесберегающее для всех его участников. Здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

  Как показывает опыт работы, здоровье младшего школьника зависит от технологий воспитания и обучения, которые используются в общеобразовательном процессе. Именно поэтому описанная методика имеет высокую значимость в учебно-воспитательном процессе, способствует укреплению и сохранению здоровья учащихся, удовлетворяет потребность детей в двигательной активности, формирует здоровый образ жизни.

  ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Людмила Ивановна Садовничая,

руководитель объединения по интересам «Здоровячки»

свернуть

"Деятельность педагога дополнительного образования по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни". Объединение по интересам «Подвижные игры», руководитель Максимик Ирина Николаевна

Деятельность педагога дополнительного образования

по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни

 Самое драгоценное, что есть у человека - это здоровье.Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируется в результате целенаправленного воздействия со стороны семьи и школы. Слайд 1

Очень часто родители в семье говорят ребёнку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь! Не будешь тепло одеваться - простудишься!», но практически очень мало родители говорят детям: «Не будешь делать зарядку - не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом - трудно будет достигать успехов в учении!».

Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться», А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Слайд 2

Три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и объективно оценить проблемы собственного здоровья. Слайд 3

В нашем учебном учреждении проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия направленные на укрепление здоровья учащихся, закаливание их организма, повышение работоспособности. Укрепление и стимулирование здоровья детей является одним из приоритетных направлений деятельности нашего коллектива. Слайд 4

Важную роль в укреплении здоровья детей играет закаливание. Одним из самых простых методов закаливания является - босохождение.

Многие думают, что ребенок может простудиться и заболеть, если будет ходить по холодному полу или земле. Однако это как раз результат того, что ребенок почти постоянно находится в обуви. Слайд 5

Ученые пришли к выводу, что постоянная изоляция человека (резиновая подошва, синтетические ткани) приводит к тому, что в теле накапливается значительный электрический заряд, что приводит к хронической усталости, неврозам, бессоннице.

Помимо закаливающего эффекта, ходьба босиком способствует укреплению связок, костей и мышц стопы, что является отличной профилактикой и лечением плоскостопия, а также любых ортопедических нарушений. Кроме того, босохождение способствует улучшению эластичности кровеносных сосудов нижних конечностей и кровообращения в ногах. А закаливающий эффект босохождения объясняется тем, что стопы рефлекторно связаны с гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаляем горло. А ведь гланды - это иммунный щит, стоящий на пути многих болезней.

Как и любой вид закаливания, босохождение должно быть постоянным и систематическим. Ходить босиком малыши начинают в группе по ковру, затем используются специальные резиновые коврики с шиповым рифлением фабричного производства. Летом ребята с удовольствием ходят по тропе здоровья, бегают босиком по траве.

Ребенок - чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье.

Совместная подготовка к спортивным мероприятиям (выбор участников команды, приветствия и названия команды) способствует сплочению коллектива, привлечению родителей к школьной жизни детей. Позволяет родителям увидеть своего ребенка в коллективе сверстников, его физическую и психическую подготовку. Слайд 6

Младшими школьниками управляет интерес к подвижной деятельности. Они и без уроков физкультуры любят бегать, прыгать и играть. Главное, направить их бурную кипучую энергию в нужное русло. Как сформировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой, привлечь к здоровому и активному образу жизни, вовлечь ребят в соревновательную и игровую деятельность?

 Игра  с  давних  пор  составляет  неотъемлемую  часть  жизни детей младшего школьного возраста .   Игры способствуют  укреплению  здоровья, содействуют  гармоничному  развитию детей,  воспитанию   волевых  и  моральных  качеств. Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности.

Физические упражнения и игры высокой подвижности способствуют развитию координации движений детей, силы, ловкости, быстроты, находчивости. Слайд 7

Играя,  дети  развиваются  физически, а физическая активность способствует  мозговой деятельности.  Игра помогает лучше  узнать  друг  друга, учит толерантности, учит адекватно воспринимать мнения членов своей команды и соперников.

Это, в свою очередь, способствует воспитанию у детей стремления к здоровому образу жизни, а также воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки. Слайд 8

Правильно организованные игры являются не только средством воспитания младших школьников, но и отличным средством активного отдыха.

При отставании физического развития у детей, используются подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития, способствуют всестороннему гармоническому развитию детей младшего школьного возраста. Слайд 9

Особенно  ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всём организме.

Очень нравятся ребятам игры-эстафеты на определенную тематику: «Зооспартакиада», где ребята, выполняя эстафетные задания, имитируют движения и повадки животных, «Новый год у ворот» - эстафетные игры связаны с новогодней тематикой. Слайд 10

Подвижные игры оказывают воздействие в целом  на все физические и духовные функции младшего школьника одновременно.

Лыжи - одно из самых доступных школьникам зимних спортивных упражнений. Ходьба на лыжах - хорошее средство физического развития детей, закаливания, развития быстроты, выносливости, координационных способностей. Она способствует укреплению мышц туловища, рук и ног, связок голеностопных суставов, упражняет вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивает быструю ориентировку в пространстве и времени. Слайд 11

Наряду с уроками по физической культуре для детей младшего школьного возраста предусматривается обучение элементам лыжной подготовки и на занятиях по интересам.

Основная задача обучения - это ознакомление детей со скользящим шагом и выработка начальных навыков передвижения этим шагом.

Все движения мы обязательно показываем сначала на обычной скорости, а затем в замедленном темпе, сопровождая показ объяснением.

Также мы используем игровой метод при обучении детей младшего школьного возраста технике передвижения на лыжах. Это разные виды эстафет: «По местам!» «Догонялки», «Шире шаг».

У ребят в этом возрасте начинают активно формироваться навыки общественного поведения, проявляется заинтересованность в совместных действиях, умение бороться за свое место и общий порядок в коллективе. Закреплению этих качеств служат такие игры, как «К своим флажкам», «Космонавты», «Конники-спортсмены», «Команда быстроногих».

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки.

Для нас стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности " как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека".

В практике своей работы для оздоровления детей младшего школьного возраста я использую новые формы физкультурных занятий с использованием стрейчинговой гимнастики и фитбол-гимнастики. Слайд 12

Стрейчинг – это упражнения на растягивание и развитие гибкости. Доказано, что чем гибче человек, тем дольше он проживёт. Гибкость тела указывает на его молодость. Сделать тело гибким задача не простая, но вполне выполнимая. Если задаться целью, то на шпагат можно сесть в любом возрасте.

Мы развиваем гибкость с помощью специально подобранных упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата.

С помощью очень медленных и плавных движений (сгибание и разгибание), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определённая поза.

Стрейчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, успокаивает и расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры. Если не выполнять упражнения на растягивание, то гибкость может снижаться уже в юношеском возрасте.

Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Мяч развивает руки ребёнка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта. Фитбол является не только уникальным оздоровительным " тренажёром", но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах. Слайд 13

На первом этапе я учу детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап я провожу отдельно с каждым ребёнком, страхуя его сбоку или сзади. Особое внимание обращаю на то, чтобы посадка на мяче была правильной. Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не должна превышать 2-4 минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.

Структура физкультурных занятий по фитбол-гимнастике состоит из трёх частей.

1. Подготовительная часть - разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя.

2. Основная часть – это физическая нагрузка, в которую входят упражнения:

  • для коррекции различных видов нарушений осанки;
  • для укрепления мышц плечевого пояса и рук;
  • для укрепления мышц брюшного пресса;
  • для укрепления мышц спины;
  • для укрепления мышц тазового дна;
  • для увеличения подвижности позвоночника и суставов;
  • игры с фитболом ( "пятнашки сидя", "гонки с выбыванием", "перекати-поле").

3. Заключительная часть - расслабление и рефлексия.

Еженедельно знакомлю детей с комплексом упражнений на фитболах. В конце месяца провожу итоговое занятие, которое имеет свой сюжет, например: " В поисках сокровищ", "Подводное царство", "Лесные приключения". Упражнения имеют названия, которые соответствуют сюжету занятия по фитбол-гимнастике.

Анализ проделанной работы показал, что оздоровительный эффект фитбола при оптимальной и систематической нагрузке укрепил мышечный корсет у детей, что привело к формированию правильной осанки. Дети стали более гибкими, ловкими, подвижными, улучшилась координация движений. Слайд 14

Новая форма физкультурных занятий стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам.

 Максимик Ирина Николаевна,

руководитель объединения по интересам «Подвижные игры»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

свернуть

"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения по интересам". Объединение по интересам «Медуничка», руководитель Цыдик Наталья Сергеевна

Использование здоровьесберегающих технологий

на занятиях объединения по интересам

 Одной из приоритетных задач системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Длительные и систематические учебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования, уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет для учащихся большие трудности.

И именно поэтому в последние годы были разработаны и активно внедряются педагогами «здоровьесберегающие технологии», цель которых – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Изучив и проанализировав историю данного вопроса, современную литературу по формированию здорового образа жизни учащихся, я решила использовать только те методы, приёмы, способы, формы занятий и принципы, которые направлены на организацию здорового образа жизни.

Основой здоровьесберегающей технологии на занятиях является соблюдение следующих принципов:

  1. учет возрастных особенностей младших школьников;
  2. учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
  3. структурирование занятия на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть);
  4. осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Передо мною встала трудная задача построить занятия таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой обеспечить усвоение необходимых знаний, но, не допустив перегрузок и не навредить здоровью детей.

Каждое занятие должно быть приятным для учащихся, поэтому при проведении я придерживаюсь одной заповеди здоровьесберегающей педагогики «Не навреди!»

1. Использование здоровьесберегающих технологий занятиях.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы на занятии – это рациональная его организация. От правильной организации, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность   длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

В организацию занятия включаю три этапа:

   1 этап: сообщаю информацию (одновременно стимулирует вопросы);

   2 этап: ученики сами формулируют и задают вопросы;

   3 этап: вместе с учениками ищем ответы на вопросы.

   Результат занятия – взаимный интерес, который подавляет утомление.

В структуре занятия, применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

  1. положительный эмоциональный настрой на уроке;
  2. оптимальный темп ведения урока (избежание «скомканности»)
  3. подача материала доступным рациональным способом;
  4. наглядность;
  5. смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
  6. физкультминутки, динамические паузы;
  7. групповая работа, работа в парах;
  8. игра, игровые моменты
  9. самомассаж, точечный массаж;
  10. воспитательные моменты на занятии (беседы), т.е. наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности
  11. санитарно – гигиенические условия.

Использование таких несложных приемов на каждом занятии, несомненно, принесет свои плоды. Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих после мероприятия.

Психологический настрой на урок.

Урок начинаю с таких слов: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты». Под тихую музыку дети повторяют за учителем:

– «Сейчас я начну учиться».

– «Голова мыслит ясно».

– «Я буду внимателен на занятии».

– «У меня хорошее настроение».

– «Я хочу учиться и узнать много нового и интересного».

– «Я готов к работе».

– «Работаю!»

– «Мы внимательны».

– «Все будет хорошо».

– «Мы успеем все сделать». И т. п.

Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно.

Каждый раз я импровизирую варианты «установочных» слов.

После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления работа на занятии происходит в быстром темпе.

Положительный эмоциональный настрой на занятии снимает страх, создает ситуацию успеха.

Для занятий о здоровом питании, о пользе воздуха или о теме режима дня школьников, я тщательно подбираю задания, которые позволяют мне решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья моих учеников. Я обращаю внимание детей на содержание текстов в заданиях, условий, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.

Прививать ученикам навыки здоровьесбережения мне помогают пословицы, соответствующие данной теме, которые я постоянно использую в своей работе.

Пословицы о здоровье

После краткого обсуждения пословицы я предлагаю повторить её вслух всем вместе и правильно списать:

Здоровье всего дороже.

Чистота- залог здоровья.

Здоровье разум дарит.

Кто долго жуёт, тот долго живёт.

С курами ложись, с петухами вставай

Здоровье дороже богатства.

Здоровью цены нет. Здоровья не купишь

Дал бы Бог здоровья, а дней впереди много (а счастье найдем).

Что ни болит, все к сердцу валит. Всякая болезнь к сердцу.

Нищий болезней ищет, а к богатому они сами идут.

Деньги – медь, одежа – тлен, а здоровье – всего дороже.

Болезнь человека не красит. Болезнь и скотину не красит.

В три погибели согнулся (согнуло).

В чем душа держится? (Т. е. слаб, худ, хил.)

У кого болят кости, тот не думает в гости.

Увечье – не бесчестье. Не бойся, калека, добра человека!

Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.

Бог дал живот, Бог даст и здоровье.

Были б кости, а мясо будет. Кость тело наживает.

Самого себя лечить, только портить.

Лук семь недугов лечит. Лук от семи недуг.

Но наибольшим потенциалом для формирования навыков здоровьесбережения обладает тема основные органы человека: зрение, слух, дыхание и т.д. Содержание данных тем обеспечивает школьников полными знаниями об организме человека, которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. Так на данных занятиях закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.

Ученики познакомились не только со строением и работой нашего организма, но и узучали влиянии на него отрицательных последствий деятельности человека. Обязательно включаю физкультурно-познавательный компонент. Запоминание нового учебного материала в сочетании с двигательной активностью происходит быстрее. Поскольку игра является величайшей школой социального опыта, та познавательная информация, которую учащиеся получают благодаря игровым приемам и методам, расширяет их кругозор и возбуждает интерес к познанию вообще и к учебной деятельности. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. На занятиях, в зависимости от темы, использовались разнообразные игры.

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья учеников.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 Цыдик Наталья Сергеевна,

руководитель объединения по интересам «Медунички»

свернуть

"Использование здорвьесберегающих технологий на занятиях объединения по интересам". Объединение по интересам «Почемучки», руководитель Пролеско Ольга Николаевна

Использование здорвьесберегающих технологий

на занятиях объединения по интересам

 В последнее время особую роль в организации занятий приобретает аспект здорвьесбережения. Все мы хорошо понимаем необходимость данного аспекта.

В субботу дети приходят в школу не на уроки, поэтому очень важно сразу и незаметно настроить их на игру и на умственную деятельность. Задача - соединить это в одно целое. Перед занятием я наблюдаю за детьми: какое настроение у каждого, кто идет с охотой, кто еще не проснулся; отслеживаю межличностные отношения.

Занятие начинаем с легкой разминки: сидя – гимнастика для глаз и шеи, стоя - потягивания, легкие развороты туловища. Психологический аспект включаем, объявляя цель занятия. Весело и быстро стараемся «сделать рекламу» теме занятия, тем самым выравнивая эмоциональный фон группы. Здесь большую роль играет настрой самого руководителя. Применяем различные способы распределения детей по командам, но обязательно учитываем отношения между детьми, чтобы снизить стрессовую составляющую выбора, но в тоже время не упустить соревновательный элемент.

Перед игрой еще 1-2 минуты психо-зарядки: дети делают комплименты членам своей команды, подбадривают их. Смешное название команд, спонтанные девизы - все это дает позитивный настрой.

В середине игры дети устают: не все обладают достаточной выносливостью. И физкультминутка обязательна! Упражнения стоя, приседы, наклоны, легкие скрутки корпуса вполне уместны. Для каждого занятия немного изменяю нагрузку и отстройку упражнений, учитывая настроение группы.

Учащиеся не любят лозунга «Победила дружба», они готовы к честным «сражениям». Тогда востребованы риск-версии, игра ва-банк, усложнённые вопросы. И, конечно же, есть победитель. Снятие стресса у проигравших – это победители в номинациях, похвала проигравших за волю к победе и победителей за отсутствие звездной болезни и … призы всем участникам. Ребята должны уходить с занятия дружными и веселыми.

Вывод: здоровьесбережение на занятиях объединений по интересам –это разумное сочетание физических нагрузок и приемов психологической релаксации с целью обеспечения физического и психологического здоровья членов объединения по интересам.

 Пролеско Ольга Николаевна,

руководитель объединения по интересам «Почемучки»

свернуть

"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения по интересам". Объединение по интересам «Любознайки», руководитель Тарасевич Инна Осиповна

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения по интересам

 Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами заболеваний детей.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1.Cоздание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

2.Творческий характер образовательного процесса.

3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности.

4.Принцип целостности.

5.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.

6.Рациональная организация двигательной активности.

7.Обеспечение адекватного восстановления сил.

8.Обеспечение прочного запоминания.

9.Комплексная система закаливания детей.

Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровьесберегающие технологии в работу объединения по интересам.

         Здоровьесберегающие технологии, предполагают:

  • использование на занятиях соответствующих возрастным и функциональным возможностям детей форм и методов обучения (рассказ, беседа, проведение подвижных и дидактических игр, опытническая работа, проведение экспериментов, экскурсии, практические работы по уходу за растениями, решение логических задач, разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • регулярную смену видов деятельности (работа за столами сидя, передвижения по кабинету во время практической работы или работы в микрогруппах, работа у доски, работа с литературой, выход на улицу на территорию школьного двора, физкультминутки, игровые упражнения и т.д.);
  • соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • предупреждение переутомления и нарушения зрения (упражнения для снятия напряжения и упражнения для глаз);
  • оптимизацию физической нагрузки.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения проводятся физкультминутки на начальном этапе утомления /8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности.
• Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны детям, просто в своем выполнении.
• Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
• В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
• Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
• Во время проведения физкультминуток обучающиеся могут сидеть за столом или стоять, находиться в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.
Виды физкультминуток:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика.

 

Физминутки для снятия утомления

 

Игра «Карлики – Великаны».

По команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» - встают. Учитель тоже выполняет вместе с учениками все действия, но через некоторое время нужно начать делать ошибки. (Например, присесть при слове «Великаны»). Команды даются вразбивку и в разном темпе. Можно устроить соревнование: ученики, сделавшие ошибку, садятся за парту. Таким образом, останется только победитель.

Игра «Прыгни столько же».

Учитель предлагает всем детям встать и прыгнуть столько же раз, сколько:

  • Хвостов у кота (1 раз).
  • Лап у собаки (4 раза).
  • Сколько гномов было у Белоснежки (7).
  • Сколько раз я хлопну (хлопнуть 9 раз).
  • Сколько рук у человека (2).
  • Сколько показывает самая хорошая оценка в школе (5).
  • Сколько лап у мухи (6).
  • Сколько пальчиков на двух руках (10).
  • Сколько пальчиков я покажу (8).
  • Сколько было поросят в сказке про волка и поросят (3).

Игра «Зарядка».

Учитель просит детей встать и выполняет те упражнения, которые он назовет. Эти упражнения должны содержать слова: «влево», «вниз», «вправо», «правая рука», «левая рука» и т.п.

Например:

  • Поднимите вверх правую руку (отпустите).
  • Закройте левый глаз (откройте).
  • Повернитесь налево (повернитесь обратно).
  • Наклонитесь вниз (выпрямитесь).
  • Подпрыгните вверх 5 раз (стоп).
  • Посмотрите направо (прямо).
  • Присядьте вниз (встаньте) и т.п.

Можно провести игру в виде соревнования: т.е., кто ошибся – садятся, таким образом, в конце игры остается победитель.

Игра «Туда – обратно».

Учитель задает детям выполнить какое-либо действие, а затем дети выполняют и обратное ему. (При этом разбираются только ошибки детей, если таковые будут).

Например:

  • Встать-сесть;
  • Поднять правую руку - опустить правую руку;
  • Наклонить голову влево – поднять голову слева и т.п.

Учитель может выполнять действия вместе с детьми, но через некоторое время начать делать ошибки (как в самом действии, так и в обратном ему). Можно провести игру в виде соревнования: кто ошибся – садится. Таким образом, остаются один или несколько победителей.

Игра «Светофор».

Учитель показывает детям зеленый круг – они идут на месте, красный круг – стоят. Учитель чередует цвета в произвольном порядке: зеленый, красный, зеленый, зеленый, красный и т.д.

 

Гимнастика для глаз


1. Верх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед - влево - вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

5. Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

6. Раскрашивание.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.

Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

7. Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

  1.  Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

9. Часики.

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.


Пальчиковая гимнастика

  1. «Кулак-ребро-ладонь»
  2. «Двойные рисунки». Одновременно обеими руками «рисуем» различные формы.
  3. «Имитация игры на пианино»
  4. «Пальчики замёрзли»


Дыхательная гимнастика

  1. «Дровосеки»

Встать прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторить шесть-восемь раз.

  1. «Задуй свечу»

Представит, что на ладони стоит большая зажжённая свеча. Набрать воздуха и «задуть» с одного раза. Можно представить три маленькие свечи. Их задувать следует по очереди.

  1. «Пропой звуки: у-о-а-э-ы; ю-ё-я-е-и».

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения по интересам прослеживается в возросшем уровне компетентности обучающихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей.

 Инна Осиповна Тарасевич,

руководитель объединения по интересам «Любознайки»

свернуть

"Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования" Розель С. П.

  В преамбуле Устава Всемирной Организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние наибольшего физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Это означает, что физическое развитие и двигательная подготовленность, равно как и уровень развития психики, интеллекта составляет два основных компонента здоровья. Не менее важна и третья составляющая – социальное благополучие, которое определяется взаимодействием индивидуума с коллективом и всем окружающим миром.

          Поэтому, одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья детей. Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Почему?

  • Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в образовательном учреждении, под "присмотром" педагогов, дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
  • Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому объединению надо прикрепить, хотя бы одного врача.
  • В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же образовательного учреждения иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательном учреждении - педагог.

   Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровьесберегающие технологии в работу образовательных учреждений.

        Здоровьесберегающие технологии, предполагают:

  • использование на занятиях соответствующих возрастным и функциональным возможностям детей форм и методов обучения (рассказ, беседа, проведение подвижных и дидактических игр, опытническая работа, проведение экспериментов, экскурсии, практические работы по уходу за растениями, решение логических задач, разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение физкультминуток и т. д.)  
  • регулярную смену видов деятельности (работа за столами сидя, передвижения по кабинету во время практической работы или работы в микрогруппах, работа у доски, работа с литературой,  выход на улицу на территорию школьного двора, физкультминутки, игровые упражнения и т.д.);
  • соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса (правильное размещение столов по отношению к окнам, нормативное освещение, мебель соответствующая  возрасту, соблюдение режима   питья, мытье рук после практической работы с растениями и тд);
  • предупреждение переутомления и нарушения зрения (проводим физкультминутки, упражнения для глаз)
  • оптимизацию физической нагрузки (проводим игры спортивно- соревновательного характера, физкультминутки)
  • образовательное самоопределение;
  • обучение учащихся здоровью (вопросы валеологии во время занятий, практические советы)  

         Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется во второй половине дня.

     Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы.

     Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.

 Розель Светлана Петровна,

руководитель методического объединения

педагогов дополнительного образования

свернуть

Интернет-ресурсы:

Официальные сайты: