РУ БЕ EN

Это должен знать каждый! Правовая ответственность

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БУЛЛИНГ И ТРАВЛЮ В ШКОЛЕ В Республике Беларусь

Информация! Это нужно знать! Как вести себя против посягательства на половую неприкосновенность

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Объясните родителям, как важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

 

 

свернуть

Профилактика насилия над ребёнком

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Под малолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста 14 лет.
Под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста 18 лет.
Статья 2.1 КоАП РБ: Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Статья 4.3 КоАП РБ: Возраст, с которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:
1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);
2) за мелкое хищение (статья 10.5); 
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);
6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);
7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);
8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);
9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);
11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
13) за повреждение историко-культурных ценностей (статья 19.4);
14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).
Уголовная ответственность – совокупность законов, которые предусматривают наказание за общественно опасное деяние. Существует  понятие, лежащее в основе этого вида ответственности.
Преступление – общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом. Уголовной ответственности подлежат лица с 16 лет.
Но есть преступления, за совершение которых уголовная ответственность наступает с 14 лет:
1) убийство; 2) причинение смерти по неосторожности; 3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения; 4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения;5) изнасилование; 6) насильственные действия сексуального характера; 7) похищение человека; 8) кражу (ст. 205); 9) грабеж (ст.206); 10) разбой (ст. 207); 11) вымогательство (ст.208); 12) угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна; 13)  умышленное уничтожение либо повреждение имущества; 14)  захват заложника; 15)  хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ; 16)   умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения; 17)  хищение наркотических средств, психотропных веществ; 18)  хулиганство; 19)  заведомо ложное сообщение об опасности (ст.17.9); 20)  осквернение сооружений и порчу имущества. Не подлежат уголовной ответственности лица в возрасте от 14 до 16 лет, если эксперти¬зой установлено, что в силу умственной отсталости не отдавали отчета в своих действиях.
К лицу, совершившему преступления в возрасте до 18 лет, могут быть применены следующие наказания:
1)   общественные работы; 2)   штраф; 3)   лишение права заниматься определенной деятельностью; 4)   исправительные работы; 5)   арест; 6)   лишение свободы.
Статья 17.1. Мелкое хулиганство
Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, - влекут наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест.
Статья 17.3. Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде
1. Распитие алкогольных напитков на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, — влекут наложение штрафа в размере до 8 базовых величин.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения - Влекут наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин или административный арест.
Закон  « О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы РБ по вопросам уголовной и административной ответственности», в результате чего распитие слабоалкогольных напитков и пива в общественных местах (на улицах, стадионах, скверах, парках, во дворах, в общественном транспорте) ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Ст. 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища:
1. «Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет, либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - влечет наложение штрафа в размере от 2 до 5 базовых величин».
Статья 17.6. Заведомо ложное сообщение
1.Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, - влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин.
2.То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.
Статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах
Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, - влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 базовой величины.
Статья 10.5. Мелкое хищение
1.Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение - влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.
2.Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин или административный арест.
Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения имущества физического лица, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Статья 18.18. Управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных ПДД
Управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством данной категории, регистрационных или иных документов, предусмотренных законодательством РБ, либо отказ от предъявления таких документов, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему документа, подтверждающего право на управление транспортным средством соответствующей категории, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА ЛИЦОМ, НЕ ДОСТИГШИМ ВОЗРАСТА НАСТУПЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРИВОДИТ К ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ В ИДН.
ЗАДЕРЖАНИЕ В НЕТРЕЗВОМ ВИДЕ ПРИВОДИТ ТАКЖЕ К ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ В НАРКОЛОГИЧЕСКОМ ДИСПАНСЕРЕ СРОКОМ НА 1 ГОД.

свернуть

Ответственность за участие в несанкционированных мероприятиях

Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных требований влечет административную либо уголовную ответственность.

     Гражданам, не желающим участвовать в несанкционированных мероприятиях, следует быть более бдительными, чтобы не стать соучастниками противоправных деяний. За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, совершенные участником таких мероприятий, наступает ответственность по ч.1 ст.23.34 КоАП в виде штрафа или административного ареста. Более строгое наказание получит гражданин, если он участвовал в такой акции за вознаграждение. По ч. 4 ст. 23.34 КоАП его ожидает штраф от 30 до 50 базовых величин или административный арест.

   Серьезные последствия могут возникнуть за использование флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан, за совершение любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательство к таким действиям любыми методами.

   Если же участник так называемой «мирной акции» не подчинился законным требованиям должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий, к примеру, не выполнил требования разойтись, его действия образуют еще один состав административного правонарушения, предусмотренный ст.23.4 КоАП.

   Следует отметить, что за совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной безопасности предусмотрены строгие меры ответственности. Так, организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на основании ч.1 ст. 293 УК повлечет за собой наказание в виде лишения свободы до 15 лет, а участие в совершении таких действий –в виде лишения свободы до 8 лет.

    Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст.369-3 УК за такие деяния могут назначить наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.

    За организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).

   Ответственность вплоть до лишения свободы может наступить за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (ст.363 УК), а также за насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст.364 УК).

   Случаи публичных призывов к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием СМИ или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 5 лет.

  Кроме уголовной и административной ответственности, законодательством установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

   Уважаемые граждане! Напоминаем: организация и участие в несанкционированных массовых мероприятиях без разрешения на их проведение – незаконны.

   Мы располагаем достаточным количеством сил и средств, чтобы противостоять не желающим соблюдать национальное законодательство.

   Призываем проявить благоразумие и взаимоуважение!

О недопустимости участия несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях

   В последнее время в сети Интернет размещаются различные призывы принять участие в том или ином массовом мероприятии – собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации. В силу несформированной жизненной позиции несовершеннолетние наиболее уязвимы и могут быть подвержены влиянию со стороны недобросовестных взрослых, поддавшись на них, несовершеннолетние рискуют нарушить действующее законодательство Республики Беларусь.

   За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования и иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, предусмотрена административная ответственность по ст.  23.34 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП РБ). Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения, или штрафа в размере от одной до 50 базовых величин, или административного ареста.

   За умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающееся в явном неуважении к обществу, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.1 КоАП РБ. Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

   Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.4 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

   Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

   За организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, вооруженным сопротивлением представителям власти, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и наказывается арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы от трех до пятнадцати лет.

Кодекс Республики Беларусь

об Административных Правонарушениях

Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

   1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, –

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

   2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.

   3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

   3.1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

  4. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

  5. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –

влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

 

свернуть

Профилактика экстремизма и терроризма

Профилактика экстремизма в молодежной среде

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее – Закон), иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь (ч.1 ст.2 Закона).

В соответствии с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.

Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой административную ответственность по ст.17.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ также является правонарушением (ст.17.14 КоАП).

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст.294 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ), ст.295 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).

Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей.

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде.

  • Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект):

Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:
установки, предубеждения родителей;
взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;

Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
представления, установки подростков;
индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
эмоциональные особенности (состояние психического напряжения)

Основные задачи профилактики экстремизма:
Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;
Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;
Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.

При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

- дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

- «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

- дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» — «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).

В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

- создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), обществоведение, использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как:
чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;
толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;
уважения прав других людей иметь разные точки зрения;
способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;
умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;
осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Основными мероприятиями могут быть:

- координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;

- организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;

- проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;

- проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

- организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;

- оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.

Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций.

Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.

Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей.

Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье.

Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:
системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся;
обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;
поддержка школьного самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);
анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, социальными педагогами.

 

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 19.11. Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность

1. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

2. Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

свернуть

Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних

Проблема безнадзорности и правонарушений остаётся одной из актуальных сегодня. Общество очень обеспокоено ростом преступности, и в первую очередь, конечно же, среди детей и подростков. Беспризорные дети и подростки, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом, не всегда законным путем и, как следствие, — постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников, число которых в последние годы растёт.
Безнадзорные дети — дети, лишённые присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребёнок живёт с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьёй, имеет эмоциональную привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребёнка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей — первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации.
Беспризорные дети — дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту нормальных занятий, ухода, обучения и позитивных воспитательных воздействий. Как правило, беспризорность связана с противоправным поведением.
Огромная проблема, последствия которой драматичны и непредсказуемы, ощущается во всём мире: миллионы «детей улицы», брошенные на произвол судьбы, недоедающие с рождения, которым отказано в привязанности, образовании и помощи; которые живут, не зная любви. Дети, которые в борьбе за существование прибегают к обману, воровству и насилию.
Отличительные признаки, позволяющие считать ребёнка беспризорником:
•    полное прекращение всякой связи с семьёй, родителями, родственниками;
•    проживание в местах, не предназначенных для человеческою жилья: добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);
•    подчинение неписаным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.
Отличает беспризорника от всех других детей лишь совокупность всех перечисленных признаков. Они позволяют увидеть, что несовершеннолетний беспризорник не живёт, а существует. Причём далеко не лучшим образом. Тем не менее общение детей «одинаковой судьбы» при всех неудобствах их образа жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, болезни, страх перед другими подростками) обладает для каждого из них притягательной силой, которую даёт чувство облегчения после разрядки психического напряжения, которое ранее почему-либо испытывал ребёнок.
Причины возникновения детской безнадзорности:
•    кризисные явления в семье (рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падение уровня жизни и, как следствие, ухудшение условий содержания детей);
•    распространение жестокого обращения с детьми в семьях, снижение ответственности за их судьбу;
•    обвальное снижение количества бесплатных учреждений для отдыха и организации досуга детей в связи с влиянием рыночной экономики и оскудением государственных дотаций.
Таким образом, главной причиной детской безнадзорности является семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не выполняющих должным образом своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Проблемы и последствия безнадзорности и бродяжничества детей
Главное последствие безнадзорности детей — социальная дезадаптация личности ребёнка. Общеизвестно, что дети, предоставленные сами себе, не посещают учебно-воспитательные заведения, попрошайничают, начинают воровать. Причём в большей степени этому подвержены дети, лишённые родительского попечения. Безнадзорные дети имеют больший риск стать жертвами преступлений, насилия, употребляют наркотики, алкоголь, ведут аморальный образ жизни, занимаются проституцией и т. п. Дети и подростки из дезадаптированных семей являются источником формирования и пополнения рядов «уличных» несовершеннолетних правонарушителей.
Отсутствие нормальных жилищных условий (а порой пребывание в антисанитарных условиях), медицинской помощи, регулярного и правильного питания подрывает здоровье безнадзорных детей. В социально-реабилитационные учреждения они попадают в состоянии истощения, отягощенного рядом серьёзных психосоматических, инфекционных и венерических заболеваний. Следует иметь в виду, что безнадзорные и беспризорные дети наиболее уязвимы, с точки зрения заражения ВИЧ-инфекцией.
Таким образом, для большинства безнадзорных и беспризорных детей характерна социально-психологическая депривация, сопровождающаяся деформацией социального и психологического развития личности.
В перевоспитании несовершеннолетних особой проблемой является выбор методик. Нет методов хороших и плохих, ни один путь перевоспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учёта тех условий, в которых он применяется. Следует отметить, что не всякое педагогическое воздействие ведёт к позитивным изменениям в процессе перевоспитания, а только то, которое принимается воспитанником, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.
Одним из главных принципов работы с несовершеннолетними правонарушителями должен быть индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Детям необходимы достойные примеры жизни взрослых. Они будут пребывать во зле до той поры, пока взрослые личным примером порядочной жизни не укажут им иной путь.
Несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первом этапе которого должны быть установлены хорошие отношения с подростком и его окружением, точнее, должен быть установлен контакт.
Учитывая, что несовершеннолетние правонарушители чаше всего особенно возбудимы, педагогам и родителям важно выбрать для ребёнка тот вид деятельности, который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача взрослых состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.
Необходимо помнить о ряде условий, которые помогут достичь успеха.
Первое — установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать.
Познание ребёнка — это второе, о чём должны помнить взрослые. Знать его мысли, стремления, реакции, планы на будущее.
Третье — установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации.
Система профилактики должна быть направлена прежде всего на предупреждение самой возможности правонарушений путём создания надлежащих условий жизни и благоприятного нравственного формирования личности. Главное внимание нужно уделять выявлению и ликвидации причин правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактике правонарушений. Необходимо знакомить учащихся с основами гражданского и правового воспитания в учебных заведениях и в семье.
Одной из существенных мер профилактики правонарушений несовершеннолетних является контроль за несовершеннолетними, которые нигде не учатся и не работают, в целях предупреждения противоправного объединения несовершеннолетних, их лидеров и организаторов. Профилактическое воздействие на группу может заключаться в её разложении и разобщении, развенчании лидера с помощью воспитательных мер.
Закрепление в Уголовном кодексе Республики Беларусь, принятом 9 июня 1999 г. и введённом в действие с 1 января 2001 г., особых положений относительно уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлено социально-психологическими особенностями лиц этой возрастной категории. С одной стороны, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать своё поведение, владеть собой), с другой — происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учётом всех обстоятельств и т. д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности.
Уголовный кодекс не предусматривает каких-либо специальных видов наказаний для лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет, а лишь ограничивает их, в отличие от взрослых, шестью видами. Согласно ст. 109 УК, к лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, могут быть применены следующие наказания:
*    общественные работы (ст. 110);
*    штраф (ст. 111);
*    лишение права заниматься определённой деятельностью (ст. 1120);
*    исправительные работы (ст. 113);
*    арест (ст. 114);
*    лишение свободы (ст. 115).
Применение других видов наказаний в отношении лица, совершившего преступление в возрасте до 18 лет, не допускается независимо от того, достигло ли оно совершеннолетия на день постановления приговора.
Несовершеннолетнему, совершившему преступление в возрасте от 14 до 16 лет и не достигшему ко дню постановления приговора 16 лет, могут быть назначены только два вида наказания:
*   штраф,
*   лишение свободы.
Таким лицам не допускается назначение наказания в виде общественных работ, исправительных работ и ареста, лишения права заниматься определённой деятельностью
Таким образом, работа с несовершеннолетними правонарушителями обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. Достижение целей перевоспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности таких методов, как:
*    убеждение, стимулирование, мотивация, внушение,
*    коррекция поведения,
*    воспитывающие ситуации, требование, цель быть похожим на кумира, идеал;
*    включение в группу воспитанных подростков;
*    «метод взрыва»;
*    метод дилемм и рефлексия.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних должна быть в первую очередь сосредоточена на всесторонней экономической и социальной помощи семье, совершенствовании семейного и общественного внимания. Одним из главных принципов деятельности государственных и общественных организаций по профилактике правонарушений несовершеннолетних является индивидуальный подход.
С кем проводится индивидуальная профилактическая работа
Определены категории лиц, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа.
К числу таковых относятся:
•    безнадзорные или беспризорные;
•    занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
•    содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
•    употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
•    совершившие правонарушение, повлёкшее применение меры административного взыскания;
•    совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
•     освобождённые от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия:
•    совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности — в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
•    обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
•    условно-досрочно освобождённые от отбывания наказания, освобождённые от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
•    получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
•    освобождённые из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушение режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
•    осуждённые за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобождённые судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
•    осуждённые условно, осуждённые к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

свернуть

Противодействие торговле людьми

Данная информация рассказывает об опасном криминальном явлении – торговле людьми. Это чрезвычайно тяжкое преступление.

ЧТО ТАКОЕ ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ?

Торговля людьми (траффикинг) – серьезная социальная проблема, представляющая опасность для фундаментальных прав человека: на жизнь, на свободу передвижения, на то, чтобы не подвергаться пыткам. В условиях растущей глобализации траффикинг стал всеобщей проблемой. Торговля людьми характерна для всех стран – и экономически развитых, и государств, переживающих переходный политический и экономический период, пострадавших от войн и локальных конфликтов. Несмотря на то, что большая часть государств утверждает, что свободы и права человека на их территории полностью защищены, рабство как явление существует и в XXI веке. Миллионы людей насильственно вовлечены в бытовое рабство, попрошайничество и другие виды эксплуатации. Люди подвергаются эксплуатации как внутри отдельно взятой страны (внутренняя торговля людьми – нелегальное трудоустройство в своей стране бывает не менее опасным, нежели за границей), так и в других странах (транснациональный траффикинг). По данным Организации Объединенных Наций, жертвами торговли людьми ежегодно становятся 700 тысяч женщин, детей и мужчин. Торговля людьми имеет характер организованной транснациональной преступности и по своей прибыльности не уступает наркоторговле и сбыту оружия. Годовая прибыль от торговли людьми составляет около 60-ти миллиардов долларов США.Торговля людьми является современной формой рабства, жертвы ее часто подвергаются таким жестоким и длительным физическим и психическим мучениям, что их полная реабилитация становится затруднительной. Целями торговли людьми являются: • вовлечение жертв в занятие проституцией, сексуальная эксплуатация; • использование рабского труда – привлечение к принудительным работам или оказанию различных услуг; • изъятие органов и тканей для трансплантации; • незаконное усыновление (удочерение). Для принятия эффективных мер по предупреждению торговли людьми необходим всеобъемлющий международный подход. 12 декабря 2000 г. в Палермо был подписан дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

КТО ЧАЩЕ ВСЕГО СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

Жертвой торговли людьми могут оказаться все люди, независимо от пола, возраста, национальности и религиозных убеждений. В основном, жертвами торговли людьми становятся люди с низким уровнем жизни. Другим важным фактором риска является юный возраст.

ПОЧЕМУ СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВАМИ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ? ПЕРЕЧИСЛИМ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ

  • § Исследования показывают, что число работающих женщин меньше числа трудоустроенных мужчин. Оставшись без средств к существованию, молодые женщины легко становятся жертвами торговли людьми. § Финансовое положение лиц, потерявших основное место работы и не имеющих источников доходов, отсутствие профессии, безработица и, как следствие, бедность повышают риск стать жертвой торговли людьми. §
  • §Упадок нравов в обществе. Несовершеннолетних всё чаще используют в качестве сексуальных объектов в рекламе, фильмах и музыкальных видеоклипах. Это приводит к тому, что сексуальные отношения с лицами значительно моложе по возрасту начинают считаться нормальным явлением. Как следствие, растет спрос на проституцию детей и несовершеннолетних, порнографическую продукцию с их участием.
  • Наркозависимость, алкоголизм и игромания. Наркоманы, алкоголики и азартные игроки §легко становятся жертвами торговли людьми, так как на них легко воздействовать.
  • §Противоречия между желаниями молодежи и ее реальными возможностями потребления. Афиширование в СМИ, рекламе и фильмах роскошного образа жизни молодежи, недостижимого для молодых людей на практике, приводит к тому, что они пытаются добыть деньги или престижные вещи любой ценой.
  • §Социальная изоляция определенных групп. Бездомные, выпускники детских домов и дети из неблагополучных семей относятся к группе риска, поскольку не имеют необходимых социальных связей и поддержки. Преступникам несложно войти в доверие к таким детям и, злоупотребив им, продать их в рабство.
  • Дополнительные трудности, с которыми сталкивается живущая в деревнях молодежь. Многие из живущих в сельской местности молодых людей не имеют возможностей для получения достойной работы.
  •  Недостаточное информирование молодежи. Юноши и девушки часто наивны и настроены слишком оптимистично. Многие ничего не знают об опасностях, с которыми могут столкнуться в чужой стране в случае работы без соответствующего разрешения или договора.§

КАК ПРЕСТУПНИКИ ЭКСПЛУАТИРУЮТ СВОИХ ЖЕРТВ И ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ НАД НИМИ

§Основной целью преступников является получение сверхприбыли от эксплуатации жертв. Они стремятся сохранить свои «вложения», а именно – не допускают, чтобы жертвы оказывали сопротивление или убегали

§Существуют различные механизмы сохранения контроля над жертвами, которые применяются отдельно или в сочетании. 

§Обращение в долговое рабство. Например, от жертвы требуют вернуть сумму, которая была потрачена на ее перемещение, питание и жилье. Вместо погашения задолженности трудом, сумма «долга» растет, а жертва не может избавиться от эксплуатации. Также для контроля над жертвой может использоваться наличие у нее невозвращенного долга. 

 с полицией и что не имеет смысла обращаться к ней за помощью.§ Изоляция и отбор документов. Отбирая у жертв документы, подтверждающие их личность, преступники не дают им возможности вернуться в страну происхождения или уехать в другое место. Эксплуататоры также убеждают своих жертв в том, что сами имеют тесные связи §

§Насилие и страх. Для содержания своих жертв в покорности работорговцы насилуют их, подвергают побоям и пыткам, вызывают у них наркозависимость, изолируют от других жертв, лишают хлеба и воды, угрожают опозорить их перед родственниками или выдать полиции как нелегалов.

 Незаконное пребывание в чужой стране, стыд и изоляция – те механизмы, которые применяются для создания зависимости жертв от их эксплуататоров, для вынуждения их отказываться от обращения за помощью к правоохранительным органам.§

 Угрозы причинить вред родственникам жертв. Преступники собирают информацию о членах семей жертв и угрожают причинить им вред, если жертвы не подчинятся или попытаются сбежать.§

КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

 Избегайте соблазнительных предложений случайных или знакомых людей о работе, учебе или браке за границей. Ни в коем случае не доверяйте никому свои документы.§

 Как правило, предложения быстрого, легкого и большого заработка не соответствуют действительности. Надо мыслить реально.§

 Поинтересуйтесь, легальна ли деятельность приглашающих вас за границу фирм и сотрудничающих с ними на месте посредников (туристических, брачных, по трудоустройству и по организации учебы). Найдите в интернете адрес приглашающей фирмы.§

 Не берите деньги в долг у сомнительных, малознакомых частных лиц. Сразу оговаривайте условия предоставления и возвращения долга. ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР О РАБОТЕ ИЛИ УЧЕБЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ§

 Если вы собираетесь работать или учиться за границей, заключайте договор с организацией в представительстве в вашей стране, а не после приезда в иностранное государство.§

 Следует помнить, что, обращаясь в фирму или агентство, предоставляющее возможности обучения, трудоустройства, необходимо убедиться, что данная организация имеет лицензию на соответствующий вид деятельности и работает официально. Подлинник (а не копия) лицензии должен находиться на видном месте в офисе.§

 Позаботьтесь о том, чтобы договор был составлен на родном вам языке, чтобы иметь возможность понять все детали и условия. В нем обязательно должны быть указаны: полное название фирмы, ее адрес, телефон, имя работодателя, название и координаты фирмы посредника.§

 Необходимо подписать два договора:§

 - с фирмой, которая трудоустраивает;§

 - с работодателем, который обязуется принять на работу в другой стране.§

 Не подписывайте договор сразу. Возьмите его с собой, перечитайте в спокойной обстановке и покажите его специалистам.§

 Обратите внимание на то, чтобы условия вашей будущей работы (учебы), место, время, размер заработной платы были четко сформулированы и обозначены. Так же обратите внимание на условия медицинского обслуживания, проживания, питания.§

 Если условия договора вас не удовлетворяют, не подписывайте его.§

 Сделайте копию подписанного договора (желательно – всех документов) и оставьте ее у родных или близких.§ Обратите внимание на то, чтобы договор был подписан директором или президентом фирмы. Если же договор подписан исполняющим обязанности лицом, например, заместителем директора, вице-президентом или другим человеком, требуйте предоставить вам документы, подтверждающие правомочность подписания договора данными лицами, приказ директора или президента, доверенность (с нотариальным заверением и печатью). §

 Работать в другой стране можно, только имея трудовую визу, не следует соглашаться на предложения о нелегальной подработке, на поездку по туристической визе.§

 Рекомендуется сделать копии общегражданского паспорта, заграничного паспорта, билетов и хранить их отдельно от оригиналов. Необходимо оставить родственникам полную информацию о будущем местонахождении за границей, сообщить адрес и телефон фирмы, оформлявшей выезд за рубеж, а также фамилии и паспортные данные ее руководителей. Необходимо перед поездкой придумать слово или фразу, которая будет означать, что вы в опасности и нуждаетесь в помощи. Бывают экстренные ситуации (в случае похищения, насильственного удержания), когда телефонный разговор проходит под контролем преступников, и единственная возможность дать знать родным, что вам нужна помощь, – вставить кодовую фразу. Это должна быть очень простая фраза, которая не вызовет подозрений у преступников.§

 Также следует обращать внимание на несоответствие обещаемой заработной платы (слишком высокая) и той работы, которую предстоит выполнять.§

 Не следует соглашаться на предложения об оплате проезда, проживания, питания с возможностью за всё расплатиться на месте.§

 С особой осторожностью следует относиться к объявлениям следующего содержания: - «Работа для девушек в качестве официанток, танцовщиц, стриптизерш и так далее. Профессиональная подготовка не требуется. Проезд, страховка, проживание оплачиваются работодателем», «Высокая оплата», а также к таким объявлениям, где указан только номер мобильного телефона и нет телефона и адреса офиса фирмы.§

 Найдите и запомните телефон и адрес консульства Республики Беларусь на территории принимающего государства.§

ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ВЫ САМИ, КТО-ТО ИЗ ВАШИХ БЛИЗКИХ, ЗНАКОМЫХ СТАЛ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ, НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЕ РОДСТВЕННИКАМ, В КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ (КОНСУЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ), ОБРАТИТЕСЬ В МИЛИЦИЮ! В основном, жертвы торговли людьми освобождаются из рабского положения в результате оперативных действий правоохранительных органов, при помощи посторонних, либо самостоятельно организовав и осуществив побег.

 

Торговля людьми: новое осознание проблемы

Торговля людьми: новое осознание проблемы

Словосочетание «торговля людьми» стало актуальным на территории стран Восточной Европы и бывшего СССР в последней четверти ХХ в. Экономический, политический, социальный и культурный кризис, переживаемый молодыми суверенными государствами, усилил миграционную активность населения и активизировал деятельность организованных криминальных групп, занимающихся торговлей людьми. В этот же период международная проблема торговли людьми привлекла внимание международной общественности. Ведущая роль в этом принадлежала и принадлежит неправительственным организациям, а также некоторым международным организациям, которые, проявляя политическую волю, взяли на себя обязательства по выработке эффективных механизмов противодействия такому феномену современного общества, как торговля людьми.

Ежегодный Международный день памяти жертв работорговли и ее ликвидации объявлен в резолюции 29 С/40 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Решение было принято на основе рекомендации, сделанной в резолюции 8.2 150-й сессии Исполнительного совета этой организации в 1996 г. Дата 23 августа была выбрана в память о знаменитом восстании рабов, вспыхнувшего в ночь с 22 на 23 августа 1791 года на острове Санто-Доминго. ЮНЕСКО предлагает всем государствам-членам ООН принимать участие в памятных мероприятиях.

Торговля людьми запрещена международным сообществом как вопиющее нарушение прав человека. Однако, несмотря на развитие международных и национальных законодательных норм, призванных разработать эффективные меры противодействия данному явлению, организованная преступная деятельность продолжает развиваться. По статистике ООН, торговля людьми стоит на третьем месте в мире по доходности после торговли оружием и наркотиками. Согласно данным Интерпола, торговля людьми приносит организованной преступности ежегодный доход в 19 млрд. долларов США. При этом траффик является преступлением с низкой степенью риска по сравнению с торговлей наркотиками и оружием. По оценкам европейских специалистов, на земном шаре жертвами торговли людьми становятся около 2-3 млн. человек ежегодно. Транснациональный характер этих преступлений означает, что страны происхождения, транзита и назначения должны работать в партнерстве, чтобы предотвращать торговлю людьми, защищать её жертвы и преследовать тех, кто несет за нее ответственность.

Эта проблема несет в себе угрозу национальной безопасности нашей страны, поскольку деятельность международных преступных группировок подрывает государственную экономику, нарушает основные права и свободы человека, тормозит общественный прогресс. Поэтому органы государственного управления, неправительственные организации и международные сообщества объединяют свои усилия для выработки эффективных стратегий для противостояния современному рабству.

 Целый ряд факторов обуславливает активное участие всех заинтересованных органов в предупреждении и пресечении этого вида противоправной деятельности. Во-первых, траффик людей напрямую связан с незаконной миграцией и международной организованной преступностью. Во-вторых, сексуально-экономическое рабство граждан Беларуси наносит значительный ущерб имиджу нашего государства в глазах мирового сообщества. В третьих, просто нельзя оставаться безучастным к такому позорному и трагическому явлению начала третьего тысячелетия, как сексуальное и экономическое рабство, которое приобретает в последнее время все более широкий размах.

Нельзя по-настоящему понять всю трагедию торговли людьми или добиться искоренения этого явления, не зная, что такое торговля людьми, каковы ее причины, ничего не зная о потерпевших: кто они, что делает их беззащитными, как они попали в рабство и что потребуется для их освобождения и для их реабилитации.

  В международном сообществе до сих пор нет согласованного мнения о том, что же включает в себя понятие "торговля людьми". Ниже приводятся определения "торговли людьми", принятые Международной Организацией по Миграции «Протоколом о предупреждении, борьбе и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми», которые чаще используются в последнее время, а также термины, касающиеся этой проблемы.

  По определению Международной Организации по Миграции, признаками торговли людьми являются ситуации, когда:

- иммигранта нанимают на работу незаконным способом, похищают, продают и/или перевозят по территории государства или за его пределы;

- посредники (торговцы) на различных этапах этого процесса получают экономическую или другую выгоду путем применения обмана, насилия и/или любой формы эксплуатации в условиях, когда нарушаются фундаментальные права человека.

Определение, используемое в проекте "Протокола о предотвращении, борьбе и наказании торговли людьми, особенно женщинами и детьми":

"Торговля людьми" означает найм, перевозку, переправление, укрывательство или удержание людей, осуществляемые путем похищения, применения силы, угроз, обмана или насилия, а также незаконное предоставление или получение денежных сумм или других выгод с целью получения согласия лица, который имеет контроль над другим человеком. Вышеуказанные действия осуществляются для того, чтобы подвергнуть их какой-либо форме эксплуатации, включая рабство, принудительный труд, рабскую зависимость или сексуальную эксплуатацию.

Рабство - статус или состояние человека, относительно которого используются любые действия на основании закрепленного права собственности;

Принудительный труд - работы или услуги, выполнение которых осуществляется с применением насилия или угрозы его применения, а также путем давления или обмана, включая долговую зависимость;

Рабская зависимость - статус или состояние зависимости человека, которого другое лицо (противозаконно) принуждает осуществлять какие-либо услуги, и который имеет основания считать, что у него нет другого выбора, кроме как предоставлять эти услуги.

"Торговля людьми" также включает вовлечение, перевоз, переправление, укрывательство или удержание ребенка, а также дача или получение денежных сумм или других выгод с целью получения согласия лица, который имеет контроль над ребенком. Вышеуказанные действия осуществляются для того, чтобы использовать, доставить или предложить ребенка для рабской работы, принудительного труда, рабской зависимости, проституции или для выпуска порнографической продукции.

Жертва торговли или человек, пострадавший в результате торговли, - человек, которого завербовали, транспортировали, купили, продали, передали и который получен, включая детей (по определению Конвенции о правах ребенка), независимо от того, согласился на это ребенок или нет. Следует различать:

взрослых лиц, добровольно соглашающихся переезжать и полностью проинформированных относительно условий работы и услуг, которые они должны будут выполнять:

взрослых лиц, которые не соглашаются вообще или выражают согласие, полученное с помощью обмана, принуждения и долговой кабалы.

Торговец - это физическое или юридическое лицо, которое участвует, является соучастником или соглашается на любые действия, описанные выше.

Страны вывоза или страны-поставщики или страны отправления - страны, из которых происходит вывоз (в данном случае женщин и детей) с целью эксплуатации в других странах. До распада СССР главными поставщиками являлись страны Юго-Восточной Азии. За последнее десятилетие наши бывшие соотечественницы заполонили секс-рынки мира.

Транзитные страны - страны, через территорию, которых осуществляется транспортировка (контрабанда) женщин и детей.

Страна назначения или страна ввоза или принимающая страна - страны, в которые осуществляется ввоз лиц для незаконной эксплуатации.

Существуют много различных причин торговли людьми. Если рассматривать торговлю людьми как международный рынок, то потерпевшие составляют его предложение, а наниматели или сексуальные эксплуататоры представляют спрос.

 Бесспорно, торговля женщинами является составной частью преступления «торговля людьми». Однако термин «торговля людьми» более широкий: объектом этого преступления может быть любой человек независимо от пола и возраста. Целью торговли людьми может быть насильственный брак, принудительная работа, использование в домашнем хозяйстве и промышленном или сельскохозяйственном секторах, рождение ребёнка принудительно или по заказу, использование в сексуальном бизнесе. Мужчин, преимущественно используют на стройках, промышленности, сельском хозяйстве, детей – в попрошайничестве, особ любого пола и возраста для извлечения и трансплантации органов.

 Таким образом, жертвы торговли людьми - это люди, ожидавшие получить высокооплачиваемую работу в стране назначения, но их вынудили работать путем обмана или принуждения, применяя угрозы, насилие, они находятся в условиях долговой зависимости; у них отсутствуют документы, осуществляется полный контроль за их действиями, у них ограничена свобода передвижения за пределами работы. Это люди, которым траффикёры сказали не всю правду о роде предстоящей деятельности и условиях труда.

Ненормированный рабочий день, физические наказания, штрафные санкции за малейшие невыполнения установленных требований, психологическое давление, шантаж, отсутствие доступа в получении медицинской помощи - это то, с чем они в действительности столкнулись. Реальные условия тяжело сказываются на психологическом, физическом, репродуктивном здоровье.

 Потерпевшие от торговли людьми платят ужасную цену. Физический и психологический вред, включая болезни и задержки в развитии, часто оставляют непреходящий след, отчуждая потерпевших от своих семей и всего общества. Жертвы торговли людьми часто упускают важные возможности для общественного, нравственного и духовного развития. Во многих случаях эксплуатация потерпевших пропорционально увеличивается: ребенок, ставший объектом торговли для выполнения одного вида подневольного труда, впоследствии может быть втянут в другой. Жестокая реальность современной работорговли такова, что слишком часто потерпевших покупают и превращают в объекты торговли снова и снова.

Торговля людьми - это нарушение прав человека. По существу, торговля людьми нарушает всеобщее право человека на жизнь, свободу и независимость от рабства во всех его формах. Торговля детьми лишает ребенка возможности расти в защищенной среде и права быть свободным от сексуальной эксплуатации.

 Траффик способствует социальному расслоению. Потеря семьи и поддержки сообщества делает потерпевшего от торговли людьми беззащитным перед требованиями и угрозами торговцев людьми, а также различными путями способствует разрушению социальных структур. Торговля людьми прерывает передачу знаний и культурных ценностей от родителя к ребенку и от поколения к поколению, ослабляя ключевую опору общества. Прибыли от торговли людьми часто позволяют этой практике укорениться в определенном сообществе, которое затем эксплуатируется снова и снова в качестве готового источника потерпевших. Опасность стать потерпевшим от торговли людьми может заставить беззащитные группы, такие как дети и женщины, скрываться, оказывая негативное влияние на их школьное обучение и структуру семьи.    Лишение образования снижает будущие экономические возможности потерпевшего и повышает риск стать объектом торговли людьми в будущем. Потерпевшие, которые смогли вернуться в свои сообщества, часто оказываются заклейменными, подвергаются остракизму и требуют постоянного социального обеспечения. Для них повышена вероятность быть втянутыми в злоупотребление алкоголем или наркотиками и криминальную деятельность.

 Торговля людьми питает организованную преступность. Прибыли от торговли людьми питают энергией другие виды криминальной активности. Там, где процветает организованная преступность, происходит ослабевание государства и принципа господства права.

Траффик лишает страны человеческого капитала. Некоторые результаты торговли людьми включают: снижение заработков, сокращение людей, оставшихся для ухода за растущим числом пожилых людей, и недоучившееся поколение. Детям, которых в раннем возрасте вынуждают работать от 10 до 18 часов в день, закрыт доступ к образованию, и тем самым закрепляется порочный круг нищеты и неграмотности, тормозящий развитие страны.

 Торговля людьми подрывает состояние здоровья общества. Потерпевшие от торговли людьми зачастую находятся в жестоких условиях, приводящим к физическим, сексуальным и психологическим травмам. Потерпевших, насильно втянутых в сексуальное рабство, часто подавляют наркотиками и чрезмерной жестокостью. Они страдают от физического и эмоционального ущерба, связанного с преждевременной сексуальной активностью, насильным злоупотреблением алкоголем или наркотиками и контактами с венерическими заболеваниями, включая ВИЧ/СПИД. Некоторые потерпевшие страдают от хронического повреждения репродуктивных органов. Тревожность, бессонница, депрессия и расстройства в результате посттравматического шока - это обычные для жертв траффика психологические проявления. Антисанитария и проживание в переполненных помещениях, в сочетании с плохим питанием, способствуют развитию букета опасных заболеваний, таких как чесотка, туберкулез и других инфекционных болезней. Дети страдают от задержек в росте и развитии, лишения и травмы развивают у них сложные психологические и неврологические последствия.

Противодействие торговле людьми

в Республике Беларусь

         Беларусь эффективно противодействует преступности в этой сфере.  Комитетом госбезопасности совместно с МВД разработана методика расследования преступлений в сфере торговли людьми. Проблема серьезно изучается учеными Института национальной безопасности совместно с НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции. Разработан уникальный комплекс законодательных и предупредительных мер по противодействию торговле людьми. Начиная с 1999 года, в республике выполнен значительный объем работы по совершенствованию национального законодательства, которое приведено в соответствие с международными стандартами.

свернуть

Ответственность за совершение киберпреступления

Профилактика преступлений в сфере высоких технологий

Интернет-ресурсы:

Официальные сайты: